Основание для разработки системы:
- мероприятие 21 «Создание полномасштабной системы обращения электронных рецептов в Республике Беларусь с использованием электронной цифровой подписи» подпрограммы 3 «Цифровая трансформация» Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235;
договор между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и государственным учреждением «Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения» от 14 декабря 2016 г. № ЦТ21-ЭР. Потребителями системы являются организации здравоохранения Республики Беларусь, осуществляющие медицинское обслуживание населения (включая ведомственные и частной формы собственности), аптечные организации различных форм собственности, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, управления здравоохранения облисполкомов, Комитет по здравоохранению Мингорисполкома, другие заинтересованные органы управления и ведомства.
Основными целями создания АИС ЭР являются:
повышение качества медицинского обслуживания пациентов за счет сокращения рабочего времени врача, затрачиваемого на выполнение лекарственных назначений и выписку рецептов;
- проведение различного рода анализа информации (всесторонний учет назначения льготных лекарственных средств в разрезе организаций здравоохранения, пациентов, анализ стоимости лекарственного лечения, планирование закупок лекарственных средств и т.п.);
обеспечение анализа правильности назначаемого медикаментозного лечения;
- создание предпосылок для более эффективной и безопасной лекарственной терапии (исключает нечитабельность или неправильную интерпретацию рецептов, в компьютерной системе можно задействовать как экспертные подсказки по назначению, так и предупреждения о возможных последствиях нежелательных взаимодействий между лекарственными средствами, так как использование системы АИС ЭР позволяет врачу видеть все назначенные пациенту лекарственные средства, избегать ошибочно указанных опасных дозировок и т.д.);
- снижение стоимости лечения за счет уменьшения осложнений лекарственной терапии (неверный выбор лекарственных средств, осложнения от совместного использования лекарственных средств, побочные эффекты), использования аналогов оригинальных лекарственных средств – дженериков и т.д.;
- исключение возможности дублирования отпуска льготируемых лекарственных средств для одного пациента;
- исключение возможности подделки как обычных, так и льготных рецептов.
В системе АИС ЭР реализованы следующие основные функции:
- создание и ведение реестра электронных рецептов;
- автоматизация процесса выписки рецептов в электронном формате врачами организаций здравоохранения с последующей передачей информации в централизованное хранилище электронных рецептов;
- автоматизация процесса отпуска лекарственных средств по электронным рецептам в аптечной организации с последующим внесением информации об отпуске в централизованное хранилище электронных рецептов;
- обеспечение доступа врачей к информации обо всех выписанных пациенту лекарственных средствах, в том числе и другими врачами и/или в других организациях;
- обеспечение доступа к информации о назначенных и отпущенных лекарственных средствах в оперативном режиме для формирования необходимых аналитических материалов.
При создании полномасштабной АИС ЭР использовалась технология универсального идентификатора пациента, где в качестве носителей идентификаторов приняты пластиковые карты медицинского обслуживания пациентов.
Положение об обращении пластиковых карт для медицинского обслуживания (идентификационных пластиковых карт пациентов) утверждено приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.08.2015 № 863.
Карта содержит уникальный номер, ассоциированный с пациентом (физическим лицом) в рамках медицинских информационных систем (далее – МИС). Для повышения скорости ввода уникального номера и минимизации ошибок на пластиковую карту наносится соответствующий линейный штрих-код, который может считываться сканерами штрих-кода как в аптеке, при отпуске лекарственных средств, так и в организации здравоохранения, в рамках различных электронных сервисов (запись к врачу в регистратуре, обслуживание с помощью электронной очереди и др.).
Система нумерации идентификационных пластиковых карт пациентов и регламент её применения основывается на СТБ ISO/IEC 7812-1-2013, СТБ ISO/IEC 7812-2-2013 и гарантирует уникальность номеров.
В настоящее время в АИС ЭР реализована возможность идентификации пациента по номеру карты медицинского обслуживания, по номеру карты учащегося, по идентификационному номеру ID–карты, выпускаемой взамен общегражданского паспорта гражданина Республики Беларусь.
В основу информационного обмена в рамках АИС ЭР положен международный открытый стандарт FHIR (Fast Healthcare Interoperability Resources), созданный международной организацией электронной системы медицинского документооборота Health Level 7 (HL7) с учетом опыта предыдущих стандартов и современных веб-технологий.
Как работает «электронный рецепт»
Для получения услуг через систему «Электронный рецепт» пациенту необходимо зарегистрироваться в АИС ЭР. Для регистрации пациента в базе АИС ЭР при наличии у пациента ID-карты и/или карты учащегося необходимо предъявить карту в учреждении здравоохранения, к которому относится по месту регистрации.При отсутствии у пациента ID-карты и/или карты учащегося пациенту необходимо получить карту медицинского обслуживания в учреждении здравоохранения.
В медицинской информационной системе считывается номер карты и автоматически заносится в электронную амбулаторную карту пациента. Пациент регистрируется в базе АИС «Электронный рецепт». Это позволяет врачу выписывать лекарственные средства в электронном виде с последующим их отпуском в фармацевтических сетях с использованием карты медицинского обслуживания, ID-карты или карты учащегося.
Учреждения здравоохранения и аптечные сети должны быть оснащены сканерами для считывания штрих-кода с карточки медицинского обслуживания и считывателями информации с ID-карт.
В настоящее время у врача есть возможность выписать электронный рецепт с бумажным носителем и электронный рецепт, подписанный электронной цифровой подписью.
При выписке электронного рецепта без использования электронной цифровой подписи врач должен распечатать на принтере и выдать на руки пациенту бумажный дубликат электронного рецепта.
Электронные рецепты, подписанные электронной цифровой подписью, имеют статус электронного документа и не должны дублироваться бумажными рецептами.
Отпуск лекарственных средств по электронным рецептам в аптечной сети
Фармацевтическая информационная система, установленная в аптечной сети, должна обеспечивать взаимодействие с АИС «Электронный рецепт» в части отпуска лекарственных средств по электронным рецептам. При обращении пациента в аптеку, провизор сканирует штрихкод карты медобслуживания или считывает ID-карту пациента, и в фармацевтической информационной системе отображается наименование выписанного лекарства, его количество, дозировка препарата и цена. После оплаты лекарственного средства факт покупки автоматически фиксируется в АИС «Электронный рецепт».