Общая информация

Основными задачами Офиса цифровизации здравоохранения (согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 07.07.2022 № 902) являются:

  • реализация отраслевой политики в области цифрового развития здравоохранения;

  • обеспечение выполнения государственных программ информатизации и пилотных проектов по цифровизации здравоохранения;

  • осуществление координации деятельности региональных «офисов цифровизации» здравоохранения;

  • осуществление информационного обеспечения и сопровождения государственной политики в сфере информатизации и цифровизации здравоохранения;

  • создание и поддержание в актуальном состоянии единых справочников и классификаторов здравоохранения, необходимых для информационной совместимости информационных систем, эксплуатируемых в здравоохранении;

  • внедрение достижений науки и техники в сфере информатизации в медицинскую практику;

  • организация эксплуатации информационных систем здравоохранения, в том числе систем защиты информации информационных систем;

  • организация внедрения и сопровождение программного обеспечения государственных информационных систем, в том числе национального уровня, участие в разработке программного обеспечения информационных систем здравоохранения;

  • организация работы по обеспечению защиты информации и персональных данных в здравоохранении.

         

Концептуальные положения цифрового развития здравоохранения Республики Беларусь

Глобальной целью цифрового развития здравоохранения Республики Беларусь является повышение социально-экономической эффективности функционирования субъектов здравоохранения посредством комплексной и системной деятельности по формированию цифровой экосистемы здравоохранения.

Основными принципами цифрового развития здравоохранения Республики Беларусь является обеспечение:

  • устойчивого и динамичного прогресса в сфере здравоохранения, обеспечивающего постоянное лидерство на мировой арене – постоянное повышение индекса качества и доступности медицинских услуг, оценки по международным рейтингам здравоохранения и уровня удовлетворенности профессионалов и потребителей (пользователей) в системе здравоохранения;
  • полноты цифровых решений – все данные, документы, процессы и услуги, которые могут быть реализованы в цифровом виде, должны быть оцифрованы и доступны потребителям (пользователям) в соответствии с их полномочиями;
  • разнообразия и гибкости – все цифровые услуги, информация о медицинских услугах и товарах должны быть аккумулированы в едином реестре (регистре, каталоге) и доступны потребителям (пользователям);
  • экономической эффективности здравоохранения – предоставление услуг тем, кому действительно необходимо, с минимальным расходом ресурсов, обеспечивая максимум эффективности использования бюджетных средств и возможность получения альтернативных услуг на коммерческой основе;
  • прочности системы здравоохранения – способность устойчиво функционировать в условиях чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) и под воздействием внешних негативных факторов без существенного снижения качества здравоохранения в сочетании с быстрым восстановлением нормального функционирования по окончании ЧС;
  • надежности здравоохранения – вероятность оказания неотложной медпомощи за заданное время не ниже установленной нормативными актами;
  • ответственности – минимизация врачебных (и т.п.) ошибок с полной компенсацией (здоровья, расходов) в кратчайшие сроки;
  • суверенитета здравоохранения Республики Беларусь в сфере цифрового развития – реализация положений «Концепции суверенитета Республики Беларусь в сфере цифрового развития»;
  • контроля качества и совершенствование организации лечебно-диагностического процесса – достижение полного и своевременного автоматического сбора, обобщения и анализа данных в цифровом виде с последующей поддержкой принятия управленческих решений ответственными должностными лицами;
  • широкого использования цифровых технологий для формирования и развития у населения устойчивой мотивации и осознанного отношения к своему здоровью, стремления к высокой культуре здоровья и здоровому образу жизни, как основе долголетней и полноценной жизни – регулярное проведение образовательных мероприятий и кампаний по пропаганде здорового образа жизни с измеряемым повышением уровня осведомленности и активного участия населения в здоровьесберегающих мероприятиях; увеличение количества физически активных людей, уменьшение числа курящих и злоупотребляющих алкоголем, а также снижение заболеваемости хроническими заболеваниями благодаря формированию здорового образа жизни;
  • положительного имиджа здравоохранения Республики Беларусь – повышение уровня удовлетворенности населения медицинским обслуживанием и оценки доступности здравоохранения, изучение общественного мнения о качестве услуг и профессионализме медицинских работников, отслеживание публичных отзывов и рейтингов о медицинских учреждениях в СМИ и интернете, оценка мнения международных организаций и экспертов о здравоохранении в Республике Беларусь, мониторинг показателей успешности лечения и профилактики заболеваний, а также доступности инновационных методов лечения.

         

Основными этапами цифрового развития здравоохранения Республики Беларусь являются:

  • перевод всех данных в цифровую форму (оцифровка данных);
  • цифровизация всех возможных процессов;
  • цифровая трансформация деятельности субъектов здравоохранения.

 

В постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 13.05.2021 № 267 «О порядке функционирования и использования централизованной информационной системы здравоохранения» определены основные цели функционирования централизованной информационной системы здравоохранения (далее – ЦИСЗ):

  • содействие процессу принятия клинических решений;
  • улучшение качества и эффективности принимаемых управленческих решений на основе статистических и аналитических данных;
  • обеспечение условий для непрерывного профессионального образования в области здравоохранения.
  • Критериями их достижения являются:
  • развитие электронного здравоохранения;
  • сбор, накопление, хранение информации о состоянии здоровья пациентов;
  • защита информации, содержащейся в ЦИСЗ, в соответствии с законодательством;
  • перевод медицинских услуг в электронный вид;
  • создание единого электронного архива медицинской информации о пациентах на основе электронной медицинской карты пациента;
  • обеспечение функционирования системы поддержки принятия клинических решений;
  • обеспечение межведомственного информационного взаимодействия в порядке и на условиях, определенных законодательством;
  • предоставление доступа гражданам к услугам в области здравоохранения с использованием личного электронного кабинета пациента;
  • обеспечение технических и организационных условий для реализации прав и законных интересов пациентов при использовании информационных технологий.